Основные правила управления яхтой
Данные правила относятся к двум главным действиям экипажа, а именно управлением парусами и управление рулем.
Управление рулем
Контроль руля обеспечивает управляемость яхты. Капитан может менять курс, поворачивать, приводить к ветру или уваливать судно под ветер. Особенно важно овладеть техникой управления настолько совершенно, чтобы чувствовать, насколько необходимо положить его для того, чтобы сохранить или изменить текущий курс. Необходимо всегда помнить, что любое отклонение пера руля на большее расстояние, чем необходимо, сопровождается дополнительным сопротивлением, следовательно, скорость судна несколько снижается.
Что должен уметь рулевой?
• Вести яхту по разным курсам с малыми отклонениями пера руля и совершенно без рыскания;
• Устанавливать руль таким способом, чтобы яхта меняла свое направление плавно. Исключениями являются те случаи, когда появляется угроза навала или столкновения;
• Каждый раз согласовывать изменения в положении руля со стремлением судна привестись или ввалиться в порывистый ветер во время планирования на волнах.
Все данные навыки получают на практике, и они должны доводиться до абсолютного автоматизма. Контроль парусов начинается с минуты их постановки. Нужно чтобы они отвечали всем требованиям и могли обеспечить в таких условиях максимальную скорость при минимальных углах крена и дрейфа. Для достижения таких умений нужно знать следующее:
• Во время сильного ветра лучше всего действуют плоские паруса. Паруса, которые имеют большой «карман», во время сильного ветра способствуют увеличению дрейфа на 40-50 процентов и создают большой крен. А вот во время слабого «пузатые» паруса более эффективны, чем плоские. Проще говоря, чем сильнее порывы ветра, тем более плоскими должны быть полотна.
• Чтобы парус при слабом ветре оставался надутым, не нужно выбирать шкоты слишком туго, а при сильном ветре – наоборот, чтобы парус был плоским, их следует выбирать туже.
• Не рекомендуется форсировать парусами, поскольку эти приспособления, установленные в зависимости от погоды или при прохождении рифов, практически во всех ситуациях дают более спокойное плавание, меньший дрейф и лучший ход, чем при полной парусности в таких же условиях.
• Работа парусов на ходу определяется величиной угла атаки. В новых яхтах угол атаки на острых курсах, к примеру, галфвинд или бейдевинд, составляет примерно 20 градусов, на полном курсе он возрастает до 90 градусов – это фордевинд.
Направление ветра
Направление ветра во время путешествия на яхте можно определить с помощью простых указателей: вымпела, флюгарки, ниток на вантах, дыма от папиросы, бакштагах, смоченного водой пальца и пр. Но самые точные показатели направления ветра, конечно, даст флюгарка, правильно установленная на мачтовом топе и отлично сбалансированная. Но ни что не может сравниться с так называемым «чувством ветра». В определении направления ветра необходимо тренироваться с закрытыми глазами.