История штурвала

История штурвала

У многих людей с мореходным делом, по традиции, ассоциируются три предмета: рында – колокол на судне, якорь, и, безусловно, штурвал – своеобразный руль. В настоящее время штурвал воспринимается, скорее, в качестве элемента романтики, обладающего только символическим значением.

Силуэт и форма штурвала начала использоваться в сферах, далеких от морской тематики, к примеру, в изготовлении дизайнерской одежды, в разных стилях оформления интерьеров. Однако были времена, когда начало истории появления штурвала перевернуло весь мир кораблестроения.

Какими были первые штурвалы?

Самые первый штурвал появился на судне настолько давно, что нельзя назвать точной даты, как нельзя рассуждать и о том, кто именно изобрел это первое рулевое колесо. К сожалению, эта информация не дошла до наших дней. Существует мнение, что первые штурвалы стали применяться на торговых голландских судах – флейтах. Первое такое судно вышло на воду в конце шестнадцатого века, а его автором и главным конструктором был мастер Питер Янсзон Лиорн, который жил в городе Хорн.

Также о том, что история штурвала началась в Нидерландах, свидетельствует само название этого предмета управления – «stuur» с голландского языка переводится как «руль». Вероятно, что и до официального выхода в свет штурвала создавались какие-то его подобия: находки, напоминавшие прототипы штурвалов, относятся к двенадцатому веку.

Штурвалы флейт

Данные парусные корабли были весьма технологичными для своей эпохи. Они имели весьма нестандартный конструктивный дизайн. Корпус имел длину, существенно превышающую ширину. Такие свойства снижали сопротивление флейта во время движения, что способствовало увеличению его скорости. Высота мачт также была увеличена, а реи, наоборот, стали короче. Поэтому на флейтах применялись более удобные и дешевые паруса малой ширины.

Но самое главное, чем были оснащены новые парусники – это принципиально новый способ управления. Если ранее на всех крупных судах и яхтах применялись лишь румпели, то на флейтах такие рычаги перестали быть эффективными.

Особенно сложно было организовать качественное управление судов с высокими палубами, когда на румпель насаживали также и колдершток. При сильном волнении ведение судна стало просто невозможным. Так что новые модели флейт со временем получили системы тросов и блоков, которые медленно подводили их к рулевому колесу со спицами.

Новое управление судами

Распространение рулевого типа управления обусловлено именно модой на флейты. Отличная маневренность, высокая работоспособность и универсальность – все это позволило голландским судам стать востребованными во всем мире. Спустя десять лет после выхода первого флейта на воду, подобные торговые судна стали возводиться в Германии.

А настоящая популярность штурвалов на плавательных средствах наблюдалась уже во второй половине семнадцатого века, благодаря, снова-таки, заслугам нидерландского судостроения.