Борьба за живучесть яхты при шторме

Разница между незначительным штормом и штормом, во время которого приходится бороться за выживание яхты, состоит в том, что в первом случае капитан со своей командой может держать под контролем курс яхты, а во втором случае хозяевами на борту становятся волны и мощный ветер. Для капитана и его команды шторм, чья сила превышает десять баллов – это уже битва за живучесть яхты. Команда не может выбрать курс, ведь его диктует направление ветра и движение волн.

Когда яхты оказываются в шторме?

Наиболее часто яхты попадают в ураганы и штормы в западном регионе Атлантического океана. Самый опасный в этом плане район расположен между центрами парусного спорта Британии и Бермудскими островами, а также Карибским морем и Флоридой.

Самыми опасными явлениями считаются тропические циклоны с ветром, имеющим среднюю скорость от 34 до 63 узлов, а также ураганы со скоростью 64 узла и больше и порывами ветра, достигающими 170 узлов. Самая большая скорость ветра в урагане достоверно не известна, поскольку при ветре 125 узлов большая часть анемометров ломается. Ураганы обычно появляются в период  с начала лета до конца осени. Самая высокая частота штормов наблюдается в сентябре, однако в редких случаях могут формироваться ураганы зимой и весной.

В среднем волны во время урагана часто достигают высоты 12 метров, а в самых мощных штормах их высота может составить и 15 метров. Существуют сведения о еще более высоких волнах, однако такие волны встречаются редко.

Как рассказали яхтсмены с Бермудских островов, в зимнее время на территории Атлантики случаются жесткие штормы, которые еще более опасны, чем ураганы. Такие штормы могут длиться три дня при ветре 85 узлов, что существенно увеличивает силу урагана.

Шхуна «Марго»

Яхты не всегда могут выйти не поврежденными из столь жестоких штормов. К примеру, в январе однажды с Бермудских островов вышла шхуна «Марго» длиной 22 метра и отправилась в южном направлении. На 50 миль южнее Бермуд прогноз погодных условий был благоприятным, однако спустя три часа начался порывистый ветер, достигавший 85 узлов, а в течение ближайшей недели в районе островов регистрировались порывы ветра более 50 узлов. С того времени о шхуне больше ничего не известно. Говорят, что она была затоплена в первый же день, когда плавала под рангоутом. Скорее всего, яхта была затоплена попутной волной, так как у нее был слишком крупный кокпит, открытый к исходному трапу.

Примерно похожая участь постигла и яхту «Ревенок», которая в свой последний серьезный шторм, скорее всего, дрейфовала на попутных волнах с выставленными тросами, а вероятно и с плавучим якорем. Достоверно не известно, что именно произошло с судном. Остается только предполагать. Однако в любом случае все эти трагические происшествия обязательно наталкивают на мысль о том, что любая даже самая качественная и прочная яхта и любой самый квалифицированный и опытный состав экипажа могут оказаться абсолютно бессильными в борьбе со стихией.