Спасательная субмарина 666

Спасательная субмарина 666

В конце тридцатых годов прошлого века руководители советского ВМФ предложили идею строительства экспериментальной субмарины для спасения экипажей подводных лодок, которые попали в аварийную ситуацию. С этой целью было запланировано переоборудование подводной лодки по типу «Барс», однако до реализации идеи дело так и не дошло.

Возрождение старых идей

Через два десятка лет совет министров Советского Союза поставил задачу перед центральным конструкторским бюро. Задача состояла в проработке проекта модернизации лодки для подводного плавания, которая после переустройства должна была стать спасательным судном проекта 666. Данная субмарина должна была выполнять такие функции:

• Практическое испытание и проверка новых спасательных устройств, используемых для спасения членов экипажа сухим и мокрым способом. Сухой способ подразумевает отсутствие контакта с водой, к примеру, ВСК, а мокрый – гидрокостюм.
• Тренировка членов экипажа во время испытаний новых спасательных приборов.
• Отработка поиска субмарины аварийного назначения, и постановка спасательной субмарины рядом.
• В качестве нововведения для спасения сухим способом планировалось использовать управляемый снаряд подводного типа. Для спасения мокрым способом требовалось применить декомпрессионную поточную камеру.

Главное оборудование для управляемого снаряда и декомпрессионной поточной камеры, располагалось в первом отсеке. Для монтажа данных устройств, как планировалось, должна была быть снята часть торпедного вооружения и специальных аппаратов. Сохранившиеся части аппаратов должны были использоваться в качестве кладовых для питьевой воды и еды.

Процесс переоборудования и испытания

В 58-м году на судостроительное предприятие «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде была доставлена подводная лодка С-63, которая подлежала дальнейшему переоборудованию согласно проекту министерства обороны. В 61-м году процесс переоборудования был завершен. После этого спасательная субмарина была отправлена на заводские, а затем и на государственные испытания.

Спустя год лодка была предъявлена представителям государственной комиссии, занимающейся приемкой кораблей. Во время испытаний управляемого снаряда в мировой практике впервые с борта спасательного подводного судна сухим способом в положении под водой был доставлен капитан Никитинский на борт аварийной субмарины. После этого водолазы выполняли выходы с субмарины, которая находилась на грунте под водой. Комитет подтвердил, что спасение моряков представленным сухим способом с применением управляемого снаряда возможно. К тому же была рекомендована установка такого метода на новой субмарине, которая начала разрабатываться в те годы.

В 66-м году субмарина была подвержена еще одной модернизацию. Были разработаны технические документы на дооборудование компрессионной камеры средствами на долгое пребывание людей в отсеках при высоком давлении.